- Пятница
- почитается с первых веков христианства, как день крестных страданий Господа И. Хр. Известие о праздновании находим в "житии Константина", составленном в IV в. еписк. кесарийским Евсевием. В XI в. Феодосий печерский писал Изясляву, что пятница должна быть почитаема, ибо "в пяток жидове распяша Господа". В 1168 г. собор санкционировал празднование пятницы и разрешил пост в этот день, даже если на него выпадал какой-нибудь праздник, кроме Рождества Христова и Богоявления. В народе празднование и пост в пятницу очень сильно укоренился. Древний стих "Прощание души с телом" говорит о вечных мучениях души, которая в П. "платья золовала, льны прядовала". Отсюда понятны воззрения на П. у некоторых, как на самый счастливый день, у других, как на самый несчастный. В "Слове св. отца Пахомия о среде и пятке" народная фантазия олицетворяет эти два дня в виде 2-х ангелов, ведущих в рай тех, кто их почитал. Народ олицетворяет пятницу в виде св. мученицы Параскевы (по-гречески пятница), считает ее особой святой, память которой празднуется вместе со св. Параскевой. П., или св. Параскева, наблюдает за празднованием своего дня и наказывает строго отступников; к ней обращаются с молитвою о женихе девицы; она имеет также влияние на плодородие земли. Здесь сказались остатки народных языческих верований. В Стоглаве и духовном регламенте говорится о языческих играх и обрядах, связанных с почитанием П. Необходимо выделить почитание обетных П., т. е. основанных на обете, данном одним лицом или целым миром, и именных, т. е. поименованных особо 12 пятниц в апокрифическом сказании "о 12 П.". За их соблюдение полагаются разные преимущества. Сказание о 12 П. приписывалось св. Клименту, папе римскому.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.